Версия для слабовидящих
Дата и время

«Прадедушка» сотового

15.09.2017 | Краеведение
«Прадедушка» сотового

115 лет назад в Вятке открыли первую телефонную станцию

А первым обладателем домашнего телефона стал пароходчик Тихон Булычёв.

В 1885 г. Тихон Филиппович обратился в гордуму с просьбой разрешить установить телефонное сообщение между его домом и складом керосина на берегу Вятки. Так в губернском центре появился первый частный телефон. Он, как всё новое и передовое, был дорогим удовольствием, но Булычёв за ценой не стоял.
Первую телефонную станцию общего пользования на 16 номеров построили в 1895 году. Она находилась в канцелярии губернатора (на углу нынешних ул. Герцена и К. Маркса) и связывала полицию, присутственные места, губернское правление и дома состоятельных лиц.
Правила пользования телефоном гласили: «Говорящий должен стоять на расстоянии более шести вершков (26 см. – Ред.) от переговорного устройства. Во время грозы разговаривать не разрешается, выражаться некультурно запрещается».
В 1899 г. к губернаторской станции подключилось 25 абонентов, поэтому гордума начала ходатайствовать о строительстве единой городской телефонной станции. Её предлагалось разместить в мезонине дома купца П. Клобукова – «убежище для слепых» на ул. Спасской. В сентябре 1902 г. состоялось торжественное открытие. Телефонами для удобства соединили некоторые присутственные места с канцелярией губернатора и управлением строящейся Пермь-Котласской железной дороги.
В 1904 г. насчитывалось 220 абонентов, плата за телефон составляла от 15 до 45 руб. (для сравнения: зарплата прислуги – около 10 руб.). К 1910 г. спрос превысил предложение. Газета «Вятская речь» сообщала о спекуляции телефонными установками.
Профессия телефонистки появилась в конце XIX в. Барышни, получившие это место, давали подписку о неразглашении тайны личных разговоров, замуж могли выходить только за работников связи, чтобы не случилось утечки информации.
Работа была нервная, напряжённая. «Вятская речь» писала: «Телефонисткам во время дежурства строго запрещается пить чай, закусывать и отходить от своих штепселей. Между тем их дневная служба длится 5–6 часов, ночная – одиннадцать». В 1912-м 400 абонентов обслуживались шестнадцатью телефонистками по четыре смены в сутки, на каждую приходилось по сто номеров.
Телефон тем временем постепенно завоёвывал новые пространства. Правда, связь во многих отдалённых районах была неважная даже спустя десятилетия. В 1932 г. в Вятке появилась АТС машинной системы на 1500 номеров, пуск которой торжественно отметили в драмтеатре. С внедрением АТС отпала необходимость в телефонистках.

Наталья Владимирова
по материалам библиотеки им. Герцена
Фото vkyrse.com

22.05.2020 | 1-я полоса
22.05.2020 | Актуально
Центральные и второстепенные улицы одинаково важны
22.05.2020 | Благоустройство
Грунтовки для пригородов – социально важные объекты
22.05.2020 | Благоустройство
В Кирове продолжается строительство домов для переселенцев
22.05.2020 | Безопасность
Как мошенники наживаются на эпидемии коронавируса
22.05.2020 | Социум
Когда детсады города начнут работу в обычном режиме?
22.05.2020 | Финансы
Названы новые меры поддержки экономики
22.05.2020 | Личность
Почётный гражданин города Тамара Ашихмина отмечает юбилей
22.05.2020 | Навстречу 650-летию Кирова
19 мая – День детских общественных объединений
22.05.2020 | Культура
Вышла в свет новая книга Владимира Ситникова