Версия для слабовидящих
Дата и время

«Король дорог»

09.11.2018 | Краеведение
«Король дорог»

75 лет назад по Кирову прошёл первый троллейбус

Торжественная церемония состоялась 7 ноября 1943 года.

Вопрос о необходимости иметь в городе экологически чистый вид транспорта был поднят ещё в 1937 г. После жарких споров решили, что это должен быть трамвай, построили трамвайную линию по Октябрьской улице. Но началась война, «тему» отодвинули на задний план. А когда население Кирова увеличилось вдвое за счёт эвакуированных, вопрос вновь встал ребром – людей надо было возить на заводы.
В 1942 г. дала ток Кирово-Чепецкая ТЭЦ. Исполком Кировского облсовета обратился в Москву: включите в план 1943 г. строительство троллейбусной линии протяжённостью 8,5 км, выделите 12 машин. По радио объявили о первом наборе девушек на курсы водителей.
К осени из блокадного Ленинграда доставили шесть старых машин, имевших пробег 185 тыс. км. Троллейбусы были деревянно-фанерные, сиденья сильно изношены – вместо них установили скамейки.
7 ноября состоялся торжественный пуск троллейбусов. Первый секретарь обкома КПСС В. Лукьянов перерезал красную ленту на входных дверях.
На первой линии длиной 5 км (железнодорожный вокзал – ул. Комсомольская – Карла Маркса – Коммуны – Центральная гостиница) работали водители-ленинградцы. За две недели троллейбусы перевезли почти 43 тысячи пассажиров!
Самый трудный участок был возле сада железнодорожников, где даже зимой не замерзало болото. Водители, только что окончившие курсы, мучились ужасно. К тому же ни слесарей, ни ремонтной службы не было. В первое время часто лопались колёса. Зимой их везли на санках, а летом катили вручную к месту аварии.
Троллейбусы тогда ходили редко, народ в часы пик брал их штурмом, лез в окна. В 1947 г. горсовет утвердил план расширения троллейбусных линий, построили депо на 40 машин. В 1957-м было уже 66 троллейбусов, в 1966 г. Киров получил новые машины «ЗИУ-5».
Как писала «Кировская правда», если обычный троллейбус развивает скорость 47 км в час и вмещает 80 пассажиров, то новый – 60 км в час, а в часы пик может перевезти до 200 человек. С каждым годом троллейбусный парк расширялся, появлялись новые маршруты, и сейчас трудно представить, что этого вида транспорта в Кирове когда-то не было.
Наталья Владимирова по материалам Герценки
Фото из архива Е. Пятунина

• С 1966-го по 1989-й проезд в троллейбусе стоил 4 коп.
• В 1970 г. троллейбусы переведены на обслуживание без кондуктора: «Совесть пассажира – лучший контролёр».
• В 1979 г. наряду с кассами появились компостеры.
• В 1993 г. кондукторы вернулись в троллейбусы.

Водители троллейбусов вспоминают
Нина Ивановна Мякотина:
«В 1940-е движение по улицам было незначительное, но если проходил троллейбус, то все машины его пропускали. Он был «королём» на дорогах и имел преимущество перед всеми остальными видами транспорта. Внутри троллейбуса не было даже перегородки, отделяющей салон от кабины, стоял лишь один столбик. При резком торможении пассажиры падали прямо на меня. Капитальный ремонт вёлся на военных заводах – им. Лепсе и «Сельмаше». Мой троллейбус ремонтировали пленные немцы».

Нина Михайловна Халявина:
«Зимы в ту войну стояли лютые, и ездить в троллейбусах было так холодно, что отнимались ноги. В морозные дни контактные провода покрывались льдом, и тогда кондуктору приходилось ехать на крыше троллейбуса с палкой в руках, очищая провода. В дождливую погоду крыши протекали, и пассажиры сидели под зонтами. Порой кого-то било током».
«Кировская правда»

12.07.2019 | 1-я полоса
МУП «Водоканал»: для ряда территорий тариф будет снижен
12.07.2019 | Благоустройство
Начинаются работы по реконструкции набережной в Нововятском районе
12.07.2019 | Благоустройство
12.07.2019 | Актуально
лава администрации Илья Шульгин ответил на актуальные вопросы кировчан
12.07.2019 | Навстречу 650-летию Кирова
Дворцу пионеров – мемориалу исполняется 45 лет
12.07.2019 | Профессионалы
Кировское предприятие поднимает пациентов на ноги
12.07.2019 | Здоровье
Остеоартроз: старая болезнь в новом свете
12.07.2019 | Инициатива
В городе началась реализация проектов, победивших в грантовом конкурсе
12.07.2019 | Культура
Борис Кустодиев, каким мы его не знали...
12.07.2019 | Социум
Медалью «За любовь и верность» награждена семья Пересторониных