Версия для слабовидящих
Дата и время

№22-28.02.2020 Выпуск газеты от 27.02.2020 | Скачать в PDF

Читайте в этом номере...

Лоскутные фантазии

16.08.2018 | Личность
Лоскутные фантазии

Лия Пустовойт – о радости творчества и источниках вдохновения

В 2018 году квилт-студии «Тропинка» Кировского ОДНТ исполнилось 15 лет.

Кировские лоскутницы известны далеко за пределами нашего региона во многом благодаря своему учителю – Лие Пустовойт, мастеру народных художественных промыслов Кировской области, для которой лоскутное шитьё стало не просто увлечением, а делом всей жизни.

– Лия Алексеевна, почему ваш выбор пал именно на квилт?
– В далёком детстве, откуда не знаю, у меня зародилась любовь к тряпочкам. Я собирала лоскутки величиною с ладошку, приклеивала на странички простой ученической тетради и пыталась представить их будущее, например, в каком-нибудь платьице.
К окончанию школы у меня сформировалось чёткое решение выбрать профессию, связанную с тканью. Я отправилась учиться на конструктора-модельера в Кировский технологический техникум, который до сих пор славится на всю Россию. И у меня ни разу не возникало желания изменить выбранной профессии или хобби, они для меня слились. Это, наверное, очень счастливый случай.

– Лоскутное шитьё стало очень популярным в последние десятилетия. В каком направлении оно сейчас развивается?
– Считается, что вторая волна интереса к квилту в России пошла с 1970-х, а на Вятке активно этим начали заниматься с 2000 года. Русский народ, умея собирать лоскутки, придумал очень много интересных технологий, часть из них уже разошлась по всему миру.
Лоскутное сообщество велико, поэтому полностью снесены границы между европейским лоскутным шитьём и отечественным, между Азией и Европой. Бывая в разных странах, видишь, что кроме традиционных подходов очень много новаций, авторских идей. Например, так называемый арт-лоскут, в котором помимо обычных тканей используют множество материалов, на первый взгляд совершенно не подходящих. В Канаде ещё в 2007-м на мастер-классе нас учили работать с фольгой, крышками от консервных банок, металлическими предметами, которые встраиваются в лоскутные изделия и очень оригинально смотрятся. Сейчас в интернете можно встретить массу подобных примеров. В самом лоскутном шитье абсолютно нет границ: можно использовать его в одежде, аксессуарах, предметах быта.

– Какие фестивали оказались для вас наиболее полезными в профессиональном плане?
– Мне посчастливилось побывать на зарубежных фестивалях, «открывших глаза» во многих направлениях. На первом фестивале русского лоскутного шитья в Канаде люди выстаивали очередь, чтобы попасть на нашу выставку. В Англии я увидела, что лоскутный мир очень организованный: чтобы попасть в гильдию лоскутников, надо иметь большое количество работ, званий.
Ещё была поездка на фестиваль «Перекрёсток» во Франции, куда съезжаются мастера из Европы, Америки, Японии. Он зарядил меня на то, что лоскутное шитьё обязательно должно быть красивым и профессиональным, вызывать приятные эмоции.
В России главным считается Ивановский биеннале, есть ещё московский «Квилт-фест» и международный фестиваль в Суздале, в которых мы с удовольствием участвуем.

– Расскажите, кого из ваших учеников отличает особый стиль?
– Каждый год в студию приходят новые ученицы, многие из них потом отправляются в свободное плавание, а некоторые остаются и учатся дальше. Занимаются самостоятельно с помощью интернета, книг, журналов, постепенно вырабатывая свой авторский почерк.
Хочется отметить очень современного, смелого автора Ирину Князеву. Она работает в редкой и сложной технике арт-лоскут, которой обучиться невозможно – её нужно чувствовать изнутри и быть художником в душе.
Елена Лещёва владеет в совершенстве техникой машинной стёжки, требующей терпения, внимания и аккуратности. Ирина Крашенинникова работает в русских традициях, Любовь Дитятьева – одна из мастериц, имеющих почерк ювелира. Лариса Зырина – наш новатор, изу-чает современные технологии лоскутного жанра. Как, например, красить ткань с помощью ржавого гвоздя или выжигать на фетре.

– Какие работы, коллекции вам особенно дороги и памятны?
– Как-то к Ивановскому фестивалю нам захотелось подготовить что-то русское, но незаезженное. Решили показать красоту ивановских ситцев. Набрали тканей со знаменитых барановской, карабановской ситцевых мануфактур. Старый печатный рисунок увеличили с помощью ручной вышивки и назвали коллекцию «С
благодарностью». У некоторых людей, которые поняли нашу идею, слёзы стояли в глазах...
Другая группа учениц обратилась к теме русских тканых половичков, которые делали мастерицы Вятки. Они воспроизвели эти коврики в одежде, получилась очень тонкая, своеобразная лоскутная имитация. На фестивале в Суздале коллекция стала лауреатом.
В этом году в паре с Любовью Дитятьевой мы сделали совместную работу «Нескучная классика». Процентов 80 ткани – печатные рисунки нашего отечественного производства, которые я копила десятилетия.
Стаж студии «Тропинка» в лоскутном шитье уже достаточно весомый – 15 лет. Но чем больше изучаешь какое-то искусство, ремесло, тем больше остаётся непознанных вещей. Дороги, которые открывает сейчас лоскутный мир, очень разнообразны, и у каждой есть то, чем нам интересно заниматься.
Записаться в квилт-студию «Тропинка» можно по тел. 36-24-31. 16+

Любовь Крохичева
Фото ОДНТ

28.02.2020 | Благоустройство
Весной на улицах Кирова высадят деревья и установят скамейки
28.02.2020 | Спецпроект
2019 год – что сделано
28.02.2020 | К 75-летию Победы
Ветеранам вручили медали к юбилею Победы
28.02.2020 | История
Её узнают по улыбке и яркому наряду
28.02.2020 | Это интересно
Наталья Пестова – о поездке в Антарктиду
21.02.2020 | 1-я полоса
21.02.2020 | Актуально
В 2020 году отремонтируют подъезды к 33 образовательным учреждениям
21.02.2020 | Социум
Проект, который поддержали городские власти, доказал свою эффективность
21.02.2020 | Подробности
Наполняемость бюджета – под контролем депутатов
21.02.2020 | Обратная связь