Версия для слабовидящих
Дата и время

№18-21.02.2020 Выпуск газеты от 20.02.2020 | Скачать в PDF

Читайте в этом номере...

Король танца

23.08.2018 | Личность
Король танца

90 лет назад родился художественный руководитель ансамбля «Дымка» Борис Кобринский (1928–2013)

Его коллектив познакомил жителей разных стран с самобытной русской культурой.

Борис Ефимович учил хореографии будущих токарей, электриков, слесарей, швей из кировских ПТУ. Сам ходил по училищам, искал таланты. Репетиции шли до седьмого пота. Себя балетмейстер именовал мучителем, но все его старания окупались сторицей. Когда «профтеховцы» выходили на сцену, никто и не верил, что танцуют непрофессионалы. Даже трудные подростки становились здесь «образцово-показательными».
А началось всё с того, что начальник облуправления «Трудовых резервов» А. Запорожский и музыкант С. Сахар решили создать многопрофильный ансамбль с оркестрами, хором и танцевальным коллективом, группой акробатов. В начале 1950-х шла борьба с криминалом в подростковой среде, и искусство оказалось универсальным средством отвлечения от улиц. Почти в каждом училище начали создавать ансамбли песни и пляски.

Триумфальный дебют
Сам же Борис Ефимович в искусство пришёл в 6 лет – выступал в цирке партнёром акробата, в юности стал барабанщиком в эстрадном ансамбле при Доме офицеров. Отслужив в армии, работал слесарем-инструментальщиком, потом мастером производственного обучения.
В драмтеатре тогда ставили спектакль «Олеко Дундич». По замыслу режиссёра, в одном из эпизодов должен был появиться цыган, но подходящего актёра не имелось. Кобринский предложил свою кандидатуру. На вопрос: «Что умеете?» – ответил: «Чечётку не бью, а степ могу». От цыгана требовалось выпить стакан «коньяка», хлопнуть в ладоши и сделать несколько движений. Кобринский решил, что этого мало, и выдал на сцене всё, что мог.
Зрителям так понравилось, что они потребовали повторения выхода «цыгана». После этого триумфа Борису Ефимовичу предложили вести уроки хореографии в драмтетаре, ставить танцы для спектаклей. Параллельно он окончил курсы балетмейстеров в культпросветучилище, затем высшие курсы при Ваганьковском училище.

Аплодисменты всего мира
В 1956 г. ему предложили возглавить танцевальный коллектив «Трудовые резервы» (позднее переименованный в «Дымку»), и это раскрыло его талант хореографа. Кобринский ставил номера на основе фольклора, использовал и сохранял танцевальный стиль русской глубинки, для чего ездил по вятским деревням, привозил из экспедиций полузабытые кадрили и пр. Он стремился, чтобы в его школе не просто «выкидывали коленца», а сохраняли самобытную национальную культуру.
В 1957 г. ансамбль выступил на фестивале молодёжи и студентов в Москве, стал лауреатом. Заниматься в «Дымке» было престижно – предоставлялся редкий шанс выехать за рубеж. Конкурс доходил до 50 человек на место! Система профтехобразования денег не жалела – костюмы для ансамбля шили аж в мастерских Большого театра, оплачивали и поездки за границу. «Дымке» аплодировали в 24 странах: Англии, Франции, Швеции, Португалии, ГДР, Корее, Гвинее, Сенегале, на Канарах.
В родной стране «Дымка» выступала во всех крупных городах, на комсомольских стройках, на полях, в колониях. В 1986-м, чтобы поддержать ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, две недели в заражённой зоне давала по три концерта в день, а то и ночью.

Масштаб личности
Почти полвека Борис Кобринский был руководителем и балетмейстером «Дымки» – единственного в области коллектива, который не одно десятилетие работал под аккомпанемент оркестра (в первые годы с коллективом Соломона Сахара). Для многих ребят занятия в «Дымке» послужили путёвкой на столичную и мировую сцену.
Борис Ефимович был известен и как режиссёр массовых представлений, любил работать с тысячами участников – это позволяло воплощать самые грандиозные идеи. Он провёл 27 массовых представлений в Москве, союзных республиках и крупных городах, среди них – постановки к Олимпиаде-80, в честь 50-летия Победы. Он имел много почётных званий, долгие годы хранил сувенир от Юрия Гагарина, часы главы Польши Ярузельского, письмо и фото короля Швеции Карла Густава XVI, назвавшего Кобринского «королём танца».
В 2014-м «Дымке» присвоили имя Бориса Кобринского. Сегодня его дело продолжают Наталья Зенина и Юрий Некрасов, воспитанник «Дымки».

Кстати. К юбилею балетмейстера в центре творчества на Спасской, 12-а открыли фотовыставку, где запечатлены моменты репетиций, гастролей, выступлений разных лет. 0+

Наталья Владимирова
Фото ок.ru

21.02.2020 | 1-я полоса
21.02.2020 | Актуально
В 2020 году отремонтируют подъезды к 33 образовательным учреждениям
21.02.2020 | Социум
Проект, который поддержали городские власти, доказал свою эффективность
21.02.2020 | Подробности
Наполняемость бюджета – под контролем депутатов
21.02.2020 | Обратная связь
21.02.2020 | Спецпроект
Подводим итоги ушедшего года и строим планы на будущее
21.02.2020 | Социум
21.02.2020 | Крупным планом
100 лет назад родился архитектор и краевед Анатолий Тинский
21.02.2020 | История
Вышел в прокат фильм «Калашников» об изобретателе АК-47
21.02.2020 | Навстречу 650-летию Кирова
В краеведческом музее открыта выставка «100 лет в объективе»