Версия для слабовидящих
Дата и время

«Человек-птица»

11.08.2016 | Дата
«Человек-птица»

105 лет назад над Вяткой пролетел первый самолёт

Им управлял авиатор Александр Васильев, который впервые перелетел из Петербурга в Москву и совершил показательный полёт над Вяткой 2 августа 1911 г.

В этот день, как писали местные газеты, закрылись все магазины и лавки. Город совершенно опустел, и не менее 10 тысяч (!) человек сплошной массой расположились у загородного сада, чтобы увидеть человека-птицу. Из-за порывистого северного ветра показательный полёт едва не сорвался, но авиатор Васильев наконец поднял свой аппарат в воздух и под крики «ура» и гром аплодисментов описал восьмёрку над городом, садом с глазеющей публикой и колокольней кладбищенской церкви.
«Трудно передать те яркие ощущения, которые пришлось испытывать при виде летающего человека. Но сейчас все мы можем уверенно сказать: да, если воздух и не покорён окончательно, то, по крайней мере, первые шаги уже сделаны!», – сообщали «Вятские губернские вести».
Васильев, выпускник школы Блерио во Франции, стал семнадцатым дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полёты. Первое «шоу» он устроил в сентябре 1910 года в Нижнем Новгороде, где установил всероссийский рекорд высоты – тысяча метров.
Васильев был опытным и отважным пилотом. Как-то в Харькове во время сильного ветра его машину перевернуло вверх колёсами сразу же после взлёта. Публика восприняла это как уникальный трюк, а Александр вспоминал, что отсчитывал последние секунды жизни...
В 1913 году он стал лёт-чиком-испытателем на петербургском заводе Первого российского товарищества воздухоплавания. Летал на всех типах самолётов и верил, что природные качества русских людей, усиленные знаниями, способны создать могущественный воздушный флот.
Первая мировая война круто изменила его судьбу. Васильев прибыл в штаб Юго-Западного фронта в качестве лётчика-охотника. Но первый же боевой вылет стал для добровольца последним. Во время разведки под Львовом ему пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу из-за повреждения мотора самолёта. Там его и взяли в плен.
Авиатор пытался бежать, но был заключён в лагерь строгого режима. Российская сторона собиралась обменять его на пленного австрийского офицера, но дело затянулось. Васильев умер в плену. Где его могила, никто не знает. Впрочем, имя лётчика навсегда вписано в историю российского воздухоплавания.
Надо сказать, что и в наших краях жили люди с «природными качествами» авиаторов. Ещё до начала воздухоплавания крестьянин Котельничского уезда Д. Кашин построил летательный аппарат, на котором хотел долететь до Котельнича. «Взобравшись на высокую гору, он ринулся вниз, несколько секунд парил в воздухе, а потом грузно опустился на землю», – сообщали газеты.
История не сохранила описание этого аппарата. Очевидно, он был тяжелее воздуха и приводился в действие мускульной силой. Тем не менее этот факт свидетельствует о том, что вятские люди не только глазели в небо, но и сами стремились летать.

Наталья Владимирова
Фото aviaforum.ru
15.08.2019 | 1-я полоса
«Остаточный» принцип отменяется
15.08.2019 | Актуально
Завершено возведение корпуса детского сада в Чистых Прудах
15.08.2019 | Актуально
Завершён ремонт очередного участка дорог из перечня-2019 по нацпроекту.
15.08.2019 | Благоустройство
Верхнюю часть нововятской набережной строят с нуля
15.08.2019 | Инициатива
Продолжается реализация грантовых проектов
15.08.2019 | Деловая среда
Залог успеха в животноводстве – хорошая кормовая база
15.08.2019 | Подробности
Реакцию диспетчерских служб проверили звонками
15.08.2019 | Безопасность
Каждое пятое преступление – дистанционное
15.08.2019 | Здоровье
Советы мужчинам, как сохранить и поддержать здоровье
15.08.2019 | Культура
Лауреатом премии имени Грина стал Владимир Морозов