Версия для слабовидящих
Дата и время

Штучная профессия

12.01.2018 | Творчество
Штучная профессия

От призвания не уйдёшь, уверен скрипач Кирилл Запольский

Известный музыкант буквально завален работой – симфонический и камерный оркестры филармонии, концерты в органном зале, музее им. Васнецовых, Герценке…

– Кирилл, сколько концертов вы даёте за год?
– В целом за сезон, с сентября по июнь, получается более 200 концертов – и сольных, и коллективных. В филармонии много всевозможных программ, выездных выступлений. Это обязательная часть нашей профессии. Нагрузка, безусловно, высокая, но она мне пока по силам.

– Скрипач – штучная профессия, в чём её плюсы и минусы?
– Сложности в том, что эта работа довольно трудоёмкая. Исполнение музыки в составе квартета или камерного, симфонического оркестров требует разных подходов и усилий разной степени.
Ожидание, как публика откликнется на то или иное произведение, – тоже сложный момент. Порой кажется, что сочинение будет иметь невероятное воздействие на слушателей, но в итоге надежды не оправдываются. А иногда то, на что не делаешь больших ставок, вдруг вызывает всплеск эмоций.
Скрипач – профессия достаточно свободная. Это касается и выбора произведений, и графика выступлений. Конечно, диктат дирижёра – от начала и до конца репетиции – был и будет. Но только на это время.

– Сколько у вас скрипок?
– Сейчас две – основная и запасная. Была небольшая коллекция, когда я подбирал оптимальный вариант. На концерт беру одну скрипку. Вторая – на случай поездок за границу. Я выступал в Германии, Голландии и других странах, эта практика оставила неизгладимое впечатление. Там есть площадки, где могут играть музыканты, не имеющие мировой известности. Вновь воспользоваться этой ситуацией – одно из моих заветных желаний.

– Как вы формируете свой репертуар для различных аудиторий?
– По-разному. Например, в книжном клубе «12» наш ансамбль «Кабачок» исполняет музыку эпохи нэпа. Руководителем там является Станислав Хусаинов, и он определяет репертуарную политику.
Если же программа выступления зависит только от меня, то подбираю произведения в зависимости от возраста, предпочтений аудитории. С недавних пор начал играть со струнным квартетом «Дольче вита» (две скрипки, альт, виолончель), который может исполнить любое произведение.

– Есть ли музыка, которую вы категорически не принимаете?
– Как для повара нет плохих и хороших продуктов, так и для музыканта нет плохой или хорошей музыки. Задача повара – найти такое сочетание, которое сделает блюдо вкусным и полезным. То же самое для скрипача – музыка, звук.
В зависимости от задачи я могу сделать так, что произведение зазвучит, дойдёт до сердец, потрясёт своей силой. Или пройдётся легким бризом по душе, оставляя приятные ощущения. Но это уже мои исполнительские секреты.

– Было время, вы уходили из профессии. Что побудило вернуться?
– Дело в том, что момент выступлений на сцене не только ответственный, но и очень волнительный. Однажды, не имея большой практики, я задался вопросом: гожусь ли для исполнительской деятельности? Это было время сомнений, внутренней неудовлетворённости. Как перфекционист я ставил перед собой высокую планку, поэтому на некоторое время убрал скрипку в футляр, поработал в местах, совершенно далёких от музыки. Новый опыт был довольно интересный, но от судьбы, а может, и от призвания, не уйдёшь. И когда я понял, что подошёл к какому-то рубежу, ощутил прилив сил – достал скрипку. На это решение повлиял и человек, чьё имя носит Вятский симфонический оркестр, – Валерий Раевский. Не только он сам, но и его философия, отношение к музыке, к профессии послужили для меня образцом и примером.
Я понял, что служение классическим вечным ценностям, которые останутся в человеческом, творческом наследии навсегда, – это оправдание и стимул моей работы, смысл существования.

– Вы приехали в Киров шесть лет назад. Привыкли к городу, сжились с ним?
– Очень полюбил и очень привык. Я уроженец Пензы, и иногда мне не хватает пензенского тепла. А с другой стороны, Вятка – это место силы. Я живу там, где раньше располагался Хлыновский кремль – недалеко от Вечного огня. Это совершенно особое место, окружённое монастырями, соборами. Я просыпаюсь от звука колоколов – это непередаваемое ощущение.
Потом – здесь большое количество концертных площадок, где я могу выступать. В Москве, Нижнем Новгороде их, конечно, значительно больше, но там и конкуренция среди музыкантов другая. Здесь же я не задумываюсь о каких-то посторонних моментах, о форме исполнения, могу качественно подготовиться и не обмануть ожиданий публики.

Наталья Владимирова
Фото kirovorgan.ru
18.10.2018 | 1-я полоса
23–24 октября в областном центре состоится первый урбанистический форум
18.10.2018 | Актуально
Благоустройство Кочуровского парка завершат в этом году
18.10.2018 | Перспектива
В июне 2024 года областной центр будет отмечать 650-летие
18.10.2018 | Социум
История семьи, в которой детей не делят на «своих» и «чужих»
18.10.2018 | Во власти
Депутаты городской думы поддерживают инициативных граждан
18.10.2018 | Социум
Волонтёры-медики запускают новые проекты
18.10.2018 | История
Самой массовой молодёжной организации страны исполняется 100 лет
18.10.2018 | Культура
Стали известны имена лауреатов премии имени Леонида Дьяконова
18.10.2018 | Творчество
В детской художественной школе открыта выставка Алексея Потехина (1912–1981)
11.10.2018 | 1-я полоса
Новая детская поликлиника открылась на пр. Строителей, 23