Версия для слабовидящих
Дата и время

Города и люди

08.11.2019 | Навстречу 650-летию Кирова
Города и люди

Урбанфорум задал вектор развития Кирова

II КИРОВ URBAN ФОРУМ, посвящённый теме «Городское здоровье», завершил работу.
Время подвести первые итоги.

Инициатор форума Илья Шульгин, глава администрации города, отметил:
– Тема, взятая за основу, говорит о том, насколько велико влияние правильно организованного городского пространства на повседневную жизнь людей, на их мировоззрение, настроение, самочувствие.
Сегодня со стороны общества существует запрос на создание условий для здорового образа жизни. Следовательно, в городе должны появляться парки и скверы, объекты для занятий физкультурой и спортом, активного отдыха.
При этом необходимо органично вписать их в существующую городскую среду, обеспечить максимальную доступность для населения. И с этой точки зрения Киров являет собой широкое поле деятельности для внедрения лучших урбанистических практик.
– Наш город всё активнее участвует в реализации федерального проекта по формированию комфортной городской среды, областной программы по поддержке местных инициатив. Так решается задача – сделать Киров современным, удобным и безо-пасным, – подчеркнула глава города Елена Ковалёва. – Форум становится платформой, объединяющей в этом деле специалистов, неравнодушных граждан, представителей власти.
На форуме было организовано 30 дискуссионных и лекционных площадок, с кировчанами общались и делились опытом более 20 спикеров и экспертов в сфере урбанистики, приехавшие из Москвы и разных регионов России.
Как отметил Илья Шульгин, площадки урбанфорума с участием ведущих российских специалистов – это для нас реальная возможность «сверить часы» с современными градостроительными тенденциями. Кроме того, – и это одна из ключевых задач – мы сразу получаем обратную связь от горожан, узнаём их мнение по преобразованиям в городе.
Напомним, по итогам первого форума был разработан дизайн-код улицы Ленина, состоялись конкурсы проектов по созданию парка на берегу реки Люльченки и реконструкции Театральной площади, сформировано общественное задание на обустройство оврагов Засора, началось создание велосреды. Форум должен стать экспертной и стартовой площадкой для позитивных перемен в городе накануне его 650-летия.

Проблемы и решения
Илья Заливухин, эксперт в сфере градостроительства (Москва):
– Очень важно найти точки роста в пространстве города. Есть такой термин «рециркуляция» – процесс превращения трущоб или второсортных районов в местность, наполненную жизнью. Причины упадка района – ликвидация крупного производства, пренебрежение принципами правильной застройки и пр. Инструментов для «перезагрузки» много, например, создание центров притяжения. Это соцобъекты, музеи, парки, которые будут задавать настроение, привлекать инвесторов, застройщиков, бизнес.
Главные площади в городах чаще всего «оживают» в праздники, в остальное время там пустота. Надо продумать, как это пространство задействовать. Парки должны стать частью экологического каркаса города. Мини-зоопарки должны находиться не в ТРЦ, а в природных зонах.
Торговые центры нельзя строить «коробками» в центре города (во многих городах Европы это запрещено). Такие ТЦ не только «высасывают» мелкую торговлю, но и портят вид.
Одна из самых острых проблем российских городов – устаревшие инженерные системы: ливнёвка, тепло- и электросети. На улицах многих зарубежных городов нет грязи, потому что эти системы грамотно разработаны и справляются со своими задачами. В Токио, например, есть приёмники для воды, которая отстаивается и вывозится.
У нас ливнёвка не справляется с потоками, трубы заилены. Можно модернизировать эти системы, переходить на автономные, искать иные способы. Города нуждаются в подобной реконструкции, и это не проекты типа «Мой двор» или «Мой тротуар», а более глобальные – «Моя канализация», «Моё отопление», и распространяться они должны на всю территорию.
Многоэтажная жилая застройка создаёт много проблем (инфраструктура, движение общественного транспорта, содержание соц-объектов). Власти ломают голову, куда направить деньги в первую очередь, – на развитие внутренних территорий или окраин, где проживает больше людей?
Ещё одна проблема спальных районов – пробки на дорогах и необходимость создания большого количества парковок для всех, кто едет в центр. Если в СССР было 80 машин на тысячу жителей, то сейчас 500-600, в Кирове – 271.
Для решения проблемы предлагается уменьшать этажность и плотность застройки новых микрорайонов, более продуктивно задействовать центральную часть города. Точечная застройка не так страшна, если проводится в рамках мастер-плана или генплана и её можно регламентировать.
Самое главное в программе комплексного развития города – учитывать мнение жителей, экспертов и инвесторов.
В тему
Илья Заливухин принимал участие и в первом урбанистическом форуме.
– Киров стал мне очень небезразличен, я успел его полюбить, – признался эксперт. – Город развивается, это видно даже по сравнению с прошлым годом. При этом есть стремление администрации идти на контакт с жителями, учитывать мнение горожан в процессе преобразований.

Сберечь историю
Андрей КОЧЕТКОВ, основатель общественного движения по восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест» (участники своими силами реконструируют здания, имеющие культурную и историческую ценность):
– Мы начинали в Самаре в 2016-м как обычные волонтёры. И не были уверены, что люди отзовутся на наш призыв. Однако на первый же объект пришло около 30 человек. Мы планировали сделать ещё три дома, нашли спонсоров, готовых предоставить материалы, инструмент, и на этом закончить.
Неожиданно наше дело оказалось интересно жителям других городов. Мне начали поступать вопросы, приглашения на общественные форумы. В итоге фестиваль «поехал» по стране. И мы пришли к смыслу, который изначально не закладывали: дали импульс активистам, готовым бескорыстно работать на благо своего города. Более того, к нам стали обращаться с просьбами помочь отстоять имеющие историческую ценность объекты, которые готовили под снос. И наша защита оказалась действенной! Мы как представители общественности приходили на приёмы к мэрам, губернаторам, и нас услышали. Это считаю важным итогом работы, к которой подключился и Киров.
Отметим, участники «Том Сойер Феста» привели в порядок 81 дом по стране, ещё 21 объект – в работе. В нашем городе восстановлен внешний облик дома купцов Клабуковых на Спасской, 38. В планах – реконструкция дома по Мопра, 19.

Общественные пространства Ижевска
Опытом реновации культурной среды в столице Удмуртии поделился Сергей Буторин, генеральный директор АО «Парки Ижевска».
Под управлением компании сейчас находится летний сад с аттракционами, парк им. Кирова с фан-зоной, парк удмуртской национальной культуры, пристань с пароходами. В планах – присоединить скейтпарк, только открытую после реконструкции центральную площадь города, которую проектировала Любовь Варламова, запустить вертолётные экскурсии и др.
Посещаемость парков за полтора года удвоилась, у паблика «Парки Ижевска» 25 тысяч подписчиков.
В этом году проведено более 300 мероприятий, причём большинство организовали сами активные горожане (фестиваль Цоя, День индийской культуры и др.).
На пароходах запустили тематические туры (обзорные, детские, на салюты и др.).
Зимой в парке залили большой бесплатный каток (330 м) с подсветкой, на котором побывали более 200 тысяч человек.
Прибыль предпринимателей, работающих в парках, увеличилась в разы. С помощью фандрайзинга удалось собрать 22 млн рублей. Горожане довольны, у молодёжи появился стимул не уезжать в другие регионы, а найти здесь применение своим силам. Туристы автобусами приезжают на фестивали, праздники и пр.
Компания «Парки Ижевска» на федеральном уровне отмечена наградой «Хрустальное колесо-2019» за эффективное управление летним садом. Её опыт тиражируют на российском уровне.

Ходят там, где удобно
Московский урбанист Аркадий Гершман, «адвокат комфортного города», говорил о безопасном передвижении по улицам:
– В наших городах много заборов и ограждений, но они не исправляют ситуацию. Люди по ночам «болгаркой» выпиливают лаз, чтобы ходить в привычном месте. Где-то уже поняли: проигрышная сама концепция мест, где людям дозволено переходить улицу, а где нет. Они будут ходить там, где удобно им. В Великобритании на улицах в жилых зонах приоритет отдан пешеходам, нет «зебр» и наказания за переход улицы в неположенном месте.
В России под колёсами машин ежегодно гибнет до 18 тысяч человек. В Европе эти цифры во много раз ниже, потому что там давно и правильно решают проблемы водителей, пешеходов, переходов.
Как сделать максимально удобный и безопасный переход? Люди не самоубийцы, поэтому, чем шире дорога и сильнее поток машин, тем меньше желания её перебежать. «Зебры» имеет смысл делать в местах максимальной концентрации потоков транспорта и там, где точно нужен переход (школы, детсады и др.). Если надо развести потоки – пускайте машины под или над землёй. Подсветка знаков, ядовитого цвета рамки, сигнальные огни – это всё деньги на ветер, так как водители видят не людей, а знаки. Нужны островки безопасности и сужение дороги – они заставляют водителей сбавлять скорость, делают пешехода заметнее.
Фасад дома – неотъемлемая часть тротуара и признак превращения транзитного пространства в общественное. Бизнес вдоль тротуара, летние кафе и витрины притягивают людей и улучшают пешеходность города.
Тротуар же среди пустоты служит только для прохода вперёд-назад. Поэтому важно ещё при застройке приглашать архитекторов и делать вдоль фасада тротуар, а не дублёр дороги или площадку для машин.
Такой фактор, как освещённость, делает город более безопасным. В Финляндии, например, зимой проводят фестивали света. И нашим северным городам стоит подумать об этом. Новое веяние в России, в частности в Москве, – стеклянные двери подъездов. Просматриваемый подъезд лучше не только с точки зрения экономии электричества, но и безопасности. До революции так и было.

Архитектура влияет на нас
Никита МАЛИКОВ, руководитель «Архитектурного бюро Маликова» (Москва):
– Архитектура и облик улиц не просто влияют на психику и сознание горожанина – они оказывают мощнейшее воздействие. Число негативных факторов запредельно. Переизбыток рекламы. Тяжёлые конструкции фасадов. Сверхвысокая этажность. Это перегруз, и он так давит на мозг, что мы перестаём замечать хорошие вещи в своём городе.
Архитектура вообще формирует геном человека (например, сталинские высотки долгое время парализовали сознание и демонстрировали силу власти над людьми, а панельки усиливали ощущение серости и безысходности). И эти факторы настолько въелись в наш мозг, что мы перестали улыбаться.
К изучению этого явления у нас в стране только приступают, так что это перспектива будущего. Профессиональный психолог должен быть привлечён к проектированию зданий, сооружений, созданию общественных пространств.
Не секрет, что даже лавочки надо устанавливать в тех местах, где человек испытывает позитивные эмоции. Тогда само общественное пространство будет пользоваться популярностью, а не простаивать, как нередко случается (если это пространство организовано без учёта психологического фактора).
Мы не должны строить наши города просто так – как придётся, где есть место под дом. Самое главное в городе – он не должен ломать психику.

Как объединить горожан?
Михаил АЛЕКСЕЕВСКИЙ, руководитель центра городской антропологии КБ «Стрелка» (Москва):
– Сегодня все знают о федеральной программе по благоустройству дворов и парков. Средства выделяют грандиозные, сделано много. Однако важно не сколько, но как. Вот этот вопрос должны контролировать сами горожане.
Казалось бы, тема касается каждого, однако на деле реакция невелика. И даже сами специалисты, прогнозирующие общественные процессы, ещё не могут учесть социальную сложность вопроса: как направить сознание граждан в одном направлении, если все они разные, с различными интересами? Как научить разделять ответственность?
Проблема в том, что большинство населения (85%, а в крупных городах – до 99%) составляет так называемое молчаливое большинство. У него нет желания вовлекаться во что бы то ни было, однако есть мысли насчёт того, что и как надо делать. В итоге, несмотря на перемены в городе, даже позитивные, недовольство в соцсетях только растёт. Власть не знает, что именно хотят видеть эти люди...
Здесь на помощь приходят новые технологии – антропологические исследования, которые, в отличие от социальных, основаны на качественном, а не количественном опросе респондентов. Эту практику глубинного интервью мы сейчас обкатываем и уже видим определённый эффект, чтобы предложить к использованию.

Материалы подготовили Елена Фадеева, Татьяна Калинина, Наталья Ситникова. Фото Михаила Вожегова, Татьяны Калининой, vk.com/tomsawyerfest, vk.com/veloschool43
15.11.2019 | 1-я полоса
В следующем году в Кирове планируют расширить опыт комплексного ремонта улично-дорожной сети
15.11.2019 | Актуально
Определён перечень ремонтов дорог по нацпроекту-2020
15.11.2019 | Подробности
Для родителей будущих воспитанников провели экскурсию
15.11.2019 | Перспектива
В горадминистрации состоялись   публичные слушания по бюджету
15.11.2019 | Подробности
На цифровом ТВ появится больше региональных каналов
15.11.2019 | Инициатива
Активисты делятся опытом реализации социальных проектов
15.11.2019 | Социум
Старшее поколение – опора общества
15.11.2019 | Безопасность
15.11.2019 | Навстречу 650-летию Кирова
Память о почётном гражданине города Валентине Чайкине увековечили
15.11.2019 | Культура
Татьяна Тимкина – об искусстве и вдохновении