Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

умерли;
неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
признаны судом недееспособными;
лишены судом родительских прав;
дали в установленном порядке согласие на усыновление;
по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания*.
Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.


Усыновление, удочерение детей

Статья 127 Семейного кодекса РФ. Лица, имеющие право быть усыновителями
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
лиц, не имеющих постоянного места жительства;
лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.


ПАМЯТКА ПРИНИМАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

Какую информацию о ребенке вам желательно получить

Если вы находитесь на стадии знакомства с ребёнком, то необходимо узнать о ребенке как можно больше: о его прошлом, родителях, о нем самом, - его поведении, вкусах и привычках. Чем больше информации вам удастся собрать, тем больше шансов у вас будет для успешного начала новой этапа семейной жизни, тем увереннее вы будете чувствовать себя в роли родителей.
Конечно, узнать буквально все вам не удастся, но полученная информация поможет вам подготовиться к решению имеющихся и избежать некоторых новых проблем.
Обязательно поговорите не только с руководителями учреждения, но и с медицинскими работниками:
- узнайте у них анамнез ребенка - сведения о том, как протекала беременность матери, какой она была по счету, какие были последствия предыдущих беременностей,
- наблюдалась ли она у гинеколога,
- с каким весом, ростом родился ребенок, были ли какие-либо осложнения во время беременности и родов, как развивался ребенок на первом году и в последующие годы,
- чем болел ребенок за эти годы и как лечился,
- сделаны ли прививки, есть ли аллергические реакции.
Обычно эти сведения очень скудны и в деле ребенка имеется информация о состоянии его здоровья только с момента поступления в приют, дом ребёнка или другое детское учреждение.
Опросите социальных работников, специалистов опеки, постарайтесь узнать сведения о происхождении ребёнка, включая:
- сведения, удостоверяющие личность и происхождение ребёнка, по возможности подтверждённые документально,
- юридическо-правовой статус ребёнка,
- расовое/этническое происхождение и религию,
- когда и при каких обстоятельствах ребенок попал в учреждение, исчерпывающие причины, почему ребёнок был брошен или от него отказались, каково было его положение в семье,
- подробную хронологию истории его размещений с датами и причинами переселений,
- где он раньше жил и кто о нем заботился,
- живы ли родители, бабушки, дедушки, есть братья и сестры, другие родственники, общается ли ребенок с ними,
- отношение к нему родственников,
- сделайте фотографию ребёнка.
Обязательно поговорите с воспитателями группы, в которой находится ребенок, и поинтересуйтесь у них:
- каков распорядок дня в учреждении.
- какая у него любимая и нелюбимая еда,
- какими именами называли ребёнка, и кем они были даны,
- какими навыками самообслуживания ребенок обладает,
- есть ли конкретные потребности, трудности, опасения,
- возникают ли проблемы со сном, трудности с укладыванием спать или подъёмом,
- как ведет себя ребенок в группе, есть ли у него привязанности, друзья, кто они,
- что делает ребенок, когда он расстроен, сердит или испуган,
- как ребенку нравится, чтобы его утешали, как откликается на ласку,
- есть ли особые, способности, навыки, таланты,
- каковы достижения ребенка за время пребывания в учреждении,
- его любимые игры, книги, игрушки, иные пристрастия,
- имеются ли отзывы, характеристики из детского сада, школы, и других учреждений, которые посещает ребенок.