Версия для слабовидящих
Дата и время

Проба пера

16.02.2017 | Культура
Проба пера

Елена Яковлева создала литературный клуб в Кировском технологическом колледже

Елена Николаевна, учитель русского языка, литературы и культуры речи, поделилась размышлениями о творчестве студентов и вдохновении педагога.

– Что подтолкнуло вас к созданию литературного объединения?
– Клуб «Проба пера» существует уже седьмой год. Началось с того, что один студент принёс пьесу «Мой маленький мир» – о слепой девочке и молодом человеке, который не смог постичь её невидимый мир. Мы поставили пьесу, ребята написали музыку. Затем были ещё одна студенческая пьеса «Кафе потерянных надежд» с декламацией собственных стихов, «Свои люди – сочтёмся» Островского, «Барышня-крестьянка» Пушкина.
Мы выпустили четыре литературных сборника. Вступительные статьи написала поэтесса Елена Наумова (она же постоянно разбирает и оценивает сочинения наших авторов).
Презентации проводим в кафе в неформальной обстановке, и каждый пишет в сборнике пожелания другим. Мои ученики осваивают разные жанры: стихи, прозу, драматургию, встречаются с профессиональными поэтами Ольгой Юрловой, Борисом Носковым, Екатериной Шевниной и др. Такие встречи стимулируют на создание собственных произведений.
На занятиях клуба обсуждаем творчество каждого, анализируем прочитанные книги, открываем для себя новые имена в прозе и поэзии. И даже когда ребята оканчивают колледж, продолжают размещать свои стихи в «Литературной группе» вКонтакте и посылать мне на «экспертизу».
Какую бы профессию они ни выбрали, литература и творчество всегда останутся тем нравственным «багажом», который поможет в общении с другими, воспитании собственных детей, стремлении постоянно расширять кругозор. Я благодарна своим студентам, нам есть чему по-учиться друг у друга.
– Как заинтересовать ребят классикой и литературой вообще?
– На первом курсе колледжа надо изучить то, что в школе проходят за два года. На творчество Толстого отводится 10 часов, Достоевского – 8, на Есенина – 4. Поэтому приходится выделять основное, читать тексты на уроках, чтобы ребята продолжили дома.
Я стараюсь погрузить ребят в ту эпоху, когда создано произведение. Например, разбираем «Грозу» Островского. Студенты недоумевают: зачем Катерина покончила жизнь самоубийством? Развелась бы с Тихоном, ушла бы к Борису.
И надо объяснять им, что было совсем другое время, нравственные устои в корне отличались от современных. Положение женщины в обществе было далеко не таким, как сейчас. Но главный вывод, который делаю я: несчастная любовь – не повод для суицида. Мои студенты только вступают в жизнь, и каждая личная драма воспринимается очень болезненно. Поэтому и литература, и поступки героев должны служить для них уроком, влиять на формирование жизненной позиции.
Я 10 лет проработала в колледже промышленности и автосервиса, где учились в основном мальчишки. Не могу сказать, что литература им была неинтересна. Если уж что-то цепляло, то они стремились узнать об этом как можно больше.
Помню, на занятие по творчеству Высоцкого ребята принесли гитары, зажгли свечи. Урок оказался настолько эмоционально сильным, что потряс всех! И те, кто не знал стихов Высоцкого, после урока взяли в библиотеке его сборники.
У молодых людей не пропал интерес к литературе. Может быть, классику они читают не в таком объёме, как их сверстники полвека назад, но современных зарубежных авторов знают лучше многих взрослых. Мы с группой дизайнеров побывали на обзорной лекции по современной литературе в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. Студенты не только внимательно слушали, но и дополняли лектора, показав знание деталей и текстов.
Как-то я не могла одолеть книгу Татьяны Толстой «Кысь», но предложила прочитать её своему студенту. Книга его потрясла! После этого и мне пришлось оценить «Кысь» заново.
– Чем отличается преподавание в школе и в колледже?
– К нам приходят ребята после 9 или 11 класса. Первые, как правило, боялись сдавать ЕГЭ или ушли из школы по другим причинам. Вторые более ориентированы на получение специальности.
Хотя среди всех абитуриентов в последние годы наметилось желание овладеть той или иной специальностью. Задача педагогов – сделать всё, чтобы ребятам было комфортно учиться и они стали социально адаптированными людьми.
Буквально с самого начала обучения студенты погружаются в мир профессии. В колледже разработана специальная программа адаптации, которая включает и учебные занятия, и спецкурсы, и внеклассную деятельность.
Сфера услуг востребована, и наши студенты трудоустраиваются без особых проблем. Бывают и неожиданные случаи. Одна студентка продолжила образование в... консерватории – повлияло занятие в кружках, которых в нашем колледже много.

Наталья Владимирова
Фото из архива Е. Яковлевой

07.08.2020 | 1-я полоса
Объявлены аукционы на разработку проектов благоустройства парков имени Кирова и Гагарина
07.08.2020 | Актуально
Ремонт тротуаров подходит к завершению
07.08.2020 | Благоустройство
07.08.2020 | Благоустройство
07.08.2020 | Перспектива
Кировчане обсудили проект генплана до 2040 года
07.08.2020 | Образование
Ещё одну школу откроют в следующем году
07.08.2020 | Образование
В Кирове продолжается приёмка школ к учебному году
07.08.2020 | Инициатива
07.08.2020 | Конкурс
Конкурс на лучшую клумбу продолжается
07.08.2020 | Город трудовой доблести
Имена 20 кировчан занесены на городскую Доску почёта