Версия для слабовидящих
Дата и время

На переднем крае – в труде и в бою

31.07.2020 | История
На переднем крае – в труде и в бою

Александр Никитин навеки зачислен в штат родного предприятия

Киров претендует на звание «Город трудовой доблести», которое недавно учредил президент России. В этот список уже включены 20 городов, где жители внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, проявили массовый трудовой героизм и самоотверженность. В Кирове массовый сбор
подписей за присвоение почётного звания пройдёт в сентябре. А пока газета будет публиковать материалы о наших земляках, которые героическим трудом приближали Победу.

2 августа День железнодорожника будет отмечаться в 40-й раз.

К этой дате Герценка представила онлайн-лекцию о почётном железнодорожнике Александре Никитине (1894–1980), который стал одним из первых почётных граждан города в 1969 г.
Никитин родился в Белохолуницком уезде в многодетной семье, рассказал научный сотрудник центра регионоведения Павел Шарабаров. В неполные 15 лет вслед за отцом уехал в Вятку, чтобы устроиться в железнодорожные мастерские и помогать матери поднимать младших братьев и сестёр.
По зову гудка Саша Никитин вскакивал на работу, гордился, что попал в чернотопы, даже сажу с лица не стирал. Большое впечатление на него произвели разговоры рабочих во время коротких перерывов 15-часовой смены. Авторитетный кочегар Василий Лалетин (участник установления Советской власти в Вятке) говорил об униженном положении рабочего класса, о том, что царя надо свергнуть, и уж тогда...

Фронт и тыл
В 1915 г. Никитина призвали в армию. Попал в сапёры, участвовал в Брусиловском прорыве, после тяжёлой контузии и отравления газами в 1917-м оказался в госпитале. Восстановившись, вернулся на родину. Очень хотел учиться, но не пришлось – отец умер, надо было помогать семье. И Александр Гаврилович снова устроился в железнодорожные мастерские. Ещё в окопах определился с политическими взглядами. В Вятке вступил в ряды Красной гвардии, охранял банки, телеграф, стал одним из первых коммунистов в мастерских.
В 1919 г. Вятка оказалась прифронтовой территорией – наступал Колчак. Никитин участвовал в подавлении антибольшевистских восстаний, в субботниках по разгрузке леса, выступал на митингах, был избран депутатом горсовета, секретарём партийной ячейки завода.
В 1924 г. Никитин стал секретарём профсоюза, принимал участие в решении жилищных проблем. Город не справлялся с притоком населения из-за индустриализации, на одного человека приходилось 3–5 кв. м жилья. Александру Гавриловичу выпало заниматься «уплотнением» – подселять приехавших в квартиры горожан.

В рядах стахановцев
Никитин вновь вернулся на производство – потребность в квалифицированных кадрах была велика, ведь с 1934 г. железнодорожные мастерские стали машстройзаводом им. 1 Мая. Возникли и новые цеха по ремонту товарных вагонов, транспортного оборудования.
Ширилось стахановское движение. Никитин стал стахановцем одним из первых. Руководство завода ценило его не только за профессионализм, но и за человеческие качества. Начальник отдела рационализации, замначальника котельного цеха и т.д. – за короткий срок он побывал на разных должностях и везде хорошо себя проявил. В 1936 г. его премировали пальто – цех, который он возглавлял, перевыполнил план.
В годы Великой Отечественной Александр Гаврилович включился в перевод производства на военные рельсы. Эвакуированный в Киров Коломенский завод им. Куйбышева надо было быстро разместить на территории МШЗ им. 1 Мая.
Новое предприятие (завод № 38) приступило к выпуску танков, самоходных артиллерийских установок. Никитин отвечал за качество военной продукции. С завода не выходил сутками. Николай Вознесенский вспоминал: «Если хоть малейший дефект был в машине, она не выходила с заводского двора. Никитин вместе с рабочими устранял неисправность, учил товарищей, так сказать, «на ходу». Поэтому и был удостоен медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Выйдя на пенсию в 1960-м, не сидел без дела, ещё не раз возвращался на предприятие. В 1970-м его навечно зачислили в штат завода.

Чтобы помнили
В 2012 г. на фасаде цеха металлоконструкций открыли мемориальную доску в честь А. Никитина, отработавшего на заводе более 60 лет. Дети и внуки вспоминали, что «вечный пропуск» он постоянно носил в нагрудном кармане пиджака. Его до последних дней тянуло в родные цеха. В день своего 80-летия он встал к станку и отработал смену.
«Золотой фонд Вятки» выпустил книгу «Первые», посвящённую нашим землякам, которые в 1969 году впервые были удостоены звания «Почётный гражданин города». Это Александр Никитин, Михаил Колповский, Михаил Любовиков и Эмилия Штина.

Наталья Владимирова
Фото из архива

Кстати
Среди почётных граждан города есть ещё один железнодорожник – Юрий Парфёнов, который с 1981 по 1995 год возглавлял Кировское отделение ГЖД. При нём построены целые кварталы домов в Лянгасово и Кирове, ДК железнодорожников, стадион «Локомотив» и другие социальные объекты.
Его трудовая биография нашла отражение в книге «Юрий Иванович Парфёнов. Инженер. Руководитель. Созидатель», изданной «Золотым фондом Вятки».

11.09.2020 | 1-я полоса
Стартовал массовый сбор подписей за присвоение Кирову почётного звания «Город трудовой доблести»
11.09.2020 | Актуально
Автопарк Кирова может быть пополнен автобусами Vector Next
11.09.2020 | Подробности
11.09.2020 | Город трудовой доблести
Голосуем за Киров – «Город трудовой доблести»
11.09.2020 | Инициатива
11.09.2020 | ЖКХ
В Кирове стартует пилотный проект
11.09.2020 | ЖКХ
11.09.2020 | Образование
Меню в школах соответствует требованиям Роспотребнадзора
11.09.2020 | Спорт
Эпидемия коронавируса спутала все карты спортивному сообществу
11.09.2020 | Крупным планом
Альберту Лиханову исполняется 85 лет