Версия для слабовидящих
Дата и время

Правда жизни

18.03.2021 | Творчество
Правда жизни

В художественном музее открыта выставка Сергея Лобовикова

На выставке «Был интересен всякий человек...» представлены фотографии, дипломы, медали мастера, полученные на зарубежных фотовыставках, образцы салонных и «народных» фотопортретов.

Наследие в 1954 г. передали сыновья С. Лобовикова (1870–1941), выполняя последнюю волю отца, скончавшегося в блокадном Ленинграде.
Евгения Сазанова, куратор выставки, рассказала: «Сергей Александрович был многогранной личностью: общественный деятель, предприниматель, спортсмен, педагог. Но главным его призванием стала фотография, которую он возвысил до изобразительного искусства.
Портретный жанр стал основным в его творчестве и в коммерческой деятельности (фотосъёмки в павильоне). При печати применял свои ноу-хау, позволяющие менять фон, стилизовать, усиливать контрастность».

Салон на Московской

В конце XIX – начале XX века в Вятке было примерно 15 фотомастеров, без учёта любителей. Конкуренция серьёзная, и каждый заманивал клиентов как мог: кто-то ретушировал (по-современному – фотошопил) портреты, кто-то приводил восторженные отзывы клиентов.
С. Лобовиков выделялся европейской культурой, творческим подходом. Следил за всеми новинками в фотоискусстве, любил и умел учиться. Вятичи, посетившие его салон на углу Московской и Царёво-Константиновской (ныне Свободы), приходили снова. Фотографировались тогда часто, любое событие «отмечалось» походом в фотоателье.
Лобовиков делал портреты молодожёнов, родителей с детьми и внуками, купцов, мещан, гимназистов, снимал целые «трудовые коллективы», выполнял коллажи, напоминающие современные фото выпускников и пр.

От младенца до архиерея
На выставке можно увидеть портреты представителей разных сословий, возрастов и состояний (от купцов до нищих), членов Вятского художественного кружка, известных земляков.
Важное место занимает портрет отца Шаляпина – Ивана Яковлевича, сделанный примерно в 1901 г. Старик снят в каракулевой шапке и шубе – подарке сына.
Фёдору Ивановичу выслали этот портрет в столицу, одну копию он носил в медальоне, другую поставил в рамочку в кабинете. По воспоминаниям певца, отец его был откровенным человеком, но в минуту гнева лют и страшен. «Вот таким был мой папаша. Бил меня нещадно», – сказал Фёдор Иванович, показывая портрет Бунину. Снимок ему очень нравился: достоверен и точен, «папаша таков, как есть».
К каждому снимку Сергей Александрович подходил очень ответственно. Ретушь категорически отвергал: «Это не искусство, это ремесло, лубочность что ли, как угодно называйте защищённое ретушью лицо».
Часто на велосипеде или мотоцикле он объезжал окрестные деревни: Черваки, Скопино, Филейское и др. Неделями жил в деревне, проникаясь крестьянской жизнью.

Фотоаппарат – что кисть
Человек в пейзаже удавался мастеру особенно. Порой Лобовиков сам создавал фон, «подтягивая» возможности фото до своих идей. Получались портреты-настроения, портреты-состояния: фигура, профиль человека на фоне поля, леса, луга, и за этим – целая повесть, картина жизни.
Себя Лобовиков называл мужицким фотографом: никто другой так проникновенно и достоверно не рассказал о женской горькой доле, кратком девичестве и бесконечном труде, о бедняках и вдовах, о крестьянских детях.
С 1900 по 1927 г. он участвовал в европейских выставках, где крестьянская тема была оценена по высшим баллам. «Снимки Лобовикова отличаются всегда, кроме красоты и изящества передачи, ещё и внутренним содержанием. Психологическая сторона и составляет главное достоинство», – писала зарубежная пресса.

Смена декораций
Но ни звания, ни регалии, ни заслуги не помогли в 1934-м, когда Лобовиков лишился практически всего и вынужден был уехать из Вятки. Коммерцией заниматься запрещалось, иметь свой фотосалон да ещё двух наёмных помощников – тем более.
Тоскливая фигура крестьянина, скорбящей женщины, согбенной старухи или девочки-няньки стали «пережитками прошлого». На повестке дня стоял строитель социализма – молодой, сознательный и созидательный. Сергей Александрович попробовал себя в новом жанре, сделав портрет рабочего у станка. Но это была не его тема.
В «Хитрой старухе», «Упрямице», «Вдовьей думушке», «Домовнице», «Бродячей Руси» и других шедеврах он сумел отразить жизнь без прикрас и ретуши. Прошло 100 лет, а интерес к его фотонаследию не иссяк.
Мужики и бабы всё также вызывают сочувствие, сопереживание, всё также жизненны и современны – сменился-то только антураж да «декорации», а типажи остались.

Наталья Владимирова
Фото из архива

Выставка будет работать до 3 мая в мраморном здании музея. 0+

14.05.2021 | 1-я полоса
14.05.2021 | Актуально
Улицу Сурикова сделают в два этапа
14.05.2021 | Праздник
14.05.2021 | Благоустройство
К 650-летию города на центральных улицах отремонтируют 150 фасадов
14.05.2021 | Безопасность
Чем грозит несогласованная раскопка в охранной зоне газопровода
14.05.2021 | Здоровье
Почему «барахлит» кишечник?
14.05.2021 | Социум
До открытия оздоровительных лагерей осталось меньше месяца
14.05.2021 | Город трудовой доблести
Редкие кадры напомнили о жизни Кирова в годы войны
14.05.2021 | Благоустройство
Руководители областного центра посетили завод «Авитек» и обсудили совместную работу по благоустройству Кирова
14.05.2021 | Безопасность
Более 20 кировчан получили сроки за пьяное вождение