Версия для слабовидящих
Дата и время

№18-05.03.2021 Выпуск газеты от 04.03.2021 | Скачать в PDF

Читайте в этом номере...

Троллейбус вернулся!

20.12.2019 | Навстречу 650-летию Кирова
Троллейбус вернулся!

По улицам областного центра вновь проехал легендарный МТБ-82

Троллейбус «родился» на заводе им. Урицкого в г. Энгельсе в 1953 году.

В этом же году был привезён в Киров и под бортовым номером 30 поставлен на первый маршрут. Два десятилетия возил пассажиров от вокзала до Филейки и обратно.
Когда «состарился», не был отправлен в утиль, как многие его собратья, а после снятия основных агрегатов служил в троллейбусном депо вагончиком, где хранились бочки с маслом и краской. Ржавел под открытым небом, врастал в землю.
В 1999 г. руководитель троллейбусного управления Павел Кошкин загорелся желанием его восстановить. МТБ-82 покрасили, установили сиденья и светильники, как могли, реанимировали кабину водителя, вставили обычные оконные стёкла. И остался «30-й» макетным (то есть неходячим) вариантом в троллейбусном депо.
Прошло ещё много лет, пока в ноябре 2018-го не приехала бригада ГТРК «Вятка» для съёмок сюжета к 75-летию троллейбусного движения в Кирове.
«Мы с режиссёром Алексеем Фоминых увидели, в каком плачевном состоянии находится восстановленный некогда МТБ-82, – вспоминает руководитель музея ВятГУ, журналист и историк Евгений Пятунин. – Крыша протекала, обивка потолка намокла и провисла, сиденья в плесени, а по периметру окон – зелёный мох. Пол прогнил и проваливался. В общем, в таком режиме «жить» троллейбусу оставалось максимум до весны. Дальше – в металлолом».
Но телесюжет и публикация в интернете вызвали резонанс. В фейсбуке даже создали группу «Спасти легендарный троллейбус», куда подписывались спонсоры, специалисты по реставрации, неравнодушные кировчане. Троллейбусники не остались в стороне – объявили, что МТБ-82 будет восстановлен силами депо.
В июле 2019-го началась реставрация. Троллейбус закатили в цех и разобрали. Специалисты привели в порядок всю механическую систему, восстановили мосты, тормозную систему, заменили подшипники. Некоторые детали пришлось заказывать в Австралии, но часть деталей мастера депо выточили сами.
Кировских специалистов консультировал реставратор троллейбусов из Петербурга, хотя и в нашем городе есть мастера, которые знают «организмы» электронных машин до винтика. Более того, в некогда «макетный вариант» был установлен двигатель и все силовые схемы, чем удалось привести машину в движение.
Сегодня троллейбус близок к оригинальным моделям 1950–1960-х. Салон и кузов покрашены автоэмалью с сохранением оригинальных цветов. Восстановлен воздушный привод дверей, мастера подключили настоящие ретросветильники и габаритные огни, которые привезли из Петербурга.
И вот настал день, когда троллейбус (своим ходом!) снова покинул депо. Выезд был приурочен к 75-летию со дня образования в Кирове троллейбусного парка.
На ретротроллейбусе от депо до площади «Авитек» и обратно прокатились журналисты, сотрудники АТП и глава администрации г. Кирова Илья Шульгин. Музыканты исполнили шлягеры 1950–1970-х.
Люди, завидев троллейбус своей молодости – синий, с жёлтым верхом, – замирали на месте, а молодёжь фотографировала «чудо». Его планируют выпускать на улицы Кирова по праздникам, в том числе на ретро-парад 9 Мая.

Лариса Сотникова
Фото из архива Е. Пятунина

Кстати
Сегодня в России в ходячем варианте сохранились только три МТБ-82: в Москве, Петербурге и у нас.

05.03.2021 | 1-я полоса
Женскому дню посвящена большая культурная программа.
05.03.2021 | Актуально
В Лянгасово планируют открыть ещё одну бесплатную секцию
05.03.2021 | Спорт
05.03.2021 | Социум
Ещё 20 семей получили сертификаты на жильё
05.03.2021 | Во власти
05.03.2021 | Патриотизм
05.03.2021 | Безопасность
Надзор за пожарной безопасностью усилен
05.03.2021 | Безопасность
05.03.2021 | ЖКХ
Работа управляющих компаний – под контролем
05.03.2021 | ЖКХ
Нынешняя зима стала для коммунальных служб испытанием на прочность