Версия для слабовидящих
Дата и время

№95-22.10.2021 Выпуск газеты от 22.10.2021 | Скачать в PDF

Читайте в этом номере...

Подвиг железнодорожников

07.10.2021 | Город трудовой доблести
Подвиг железнодорожников


О строительстве стальных дорог в годы Великой Отечественной войны рассказал ведущий архивист Центрального госархива области Владимир Жаравин.

Дублёр Транссиба
Ещё в предвоенные годы стояла задача построить параллельный Транссибу путь на линии Котельнич – Лянгасово – Пермь (в то время Молотов). Его начали делать, но в июне 1941-го отложили из-за мобилизации. Однако уже в декабре обком и обл-исполком приняли решение возобновить стройку. Работы шли весь 1942 год под жёстким госконтролем. Колхозникам, выполнявшим нормы, выдавали 800 граммов хлеба в день, остальным – 500 г.
Нехватка рельсов (а в годы войны их в СССР не производили), болтов, накладок привела к тому, что задание Гос-комитета обороны за 1942 год выполнить не удалось: уложили 17,8 км рельсов из требуемых 106 км.
Всего на этом участке за годы войны ввели в строй 50 км путей, открыли двухпутное движение на десяти перегонах.
Велось строительство и в Лянгасово. Именно в то время были введены в эксплуатацию сортировочная горка, шесть сортировочных путей для ускорения процесса формирования поездов. Кроме того, началась укладка участка Лянгасово – Матанцы длиной 14 км, чтобы поезда выходили на котласскую линию, минуя Киров.

Путь на Север
Большие строительные работы развернулись и на линии Киров – Котлас. Их вели трест «Севстройпуть», эвакуированный из Ярославля, управление строительства наркомата путей сообщения № 37 и мобилизованные граждане. Плановые задания тоже систематически не выполнялись из-за нехватки стройматериалов и оборудования.
Несмотря на это, за годы войны на котласской линии сдали в эксплуатацию 14 новых разъездов и станций, удлинили пути на четырёх станциях, частично реконструировали станционные пути и построили вытяжной тупик Киров-Котласская.

Оригинальная идея
Эвакуация в Киров крупных оборонных предприятий потребовала подвода к ним подъездных путей в максимально короткий срок. Инженер Тихвинский предложил оригинальную идею: использовать недостроенный трамвайный путь от ст. Киров-Котласская – приспособить трамвайные пути под железнодорожные, заменить легковесные рельсы на тяжёлые, устроить семафорную и телефонную сигнализацию, поставить четыре остановочных павильона. Дорога проходила от ул. Розы Люксембург до завода № 32 (ныне «Авитек») через мясокомбинат, завод № 266 (Лепсе) и латунно-прокатный завод (ОЦМ). Появилась и новая железнодорожная станция Октябрьская.
1 сентября 1942 года пассажирское движение по реконструированным трамвайным путям объявили открытым. Первый поезд из восьми вагонов под управлением машиниста Шишкина вышел на линию. Вечером состоялся торжественный митинг.
Надо отметить, что такого объёма работ за рекордно короткий срок на железных дорогах области никогда не выполнялось. Совершённое тружениками тыла можно без преувеличения назвать подвигом.

Наталья Владимирова
Фото ЦГАКО

07.10.2021 | 1-я полоса
Преображается Студенческий проезд – один из тех участков дорог, чьё состояние раньше оставляло желать лучшего.
07.10.2021 | Актуально
Депутаты обсудили внешний вид киосков
07.10.2021 | Крупным планом
Почётному гражданину Кирова Анатолию Казаковцеву исполнилось 85 лет.

07.10.2021 | Крупным планом
07.10.2021 | Благоустройство
В Урванцево построена секция дома для детей-сирот
07.10.2021 | ЖКХ
07.10.2021 | ЖКХ
Как идёт газификация в городе
07.10.2021 | Обратная связь
На каких улицах появятся фонари
07.10.2021 | Юбилей
85 лет исполнилось спортшколе № 1
07.10.2021 | Инициатива
Впервые в Кирове реализуется инклюзивный проект – театральные занятия для взрослых